Муниципальная служба

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением, прекращением этой службы и статусом муниципального служащего.

В соответствии со ст. 3 указанного закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Поскольку в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ установлено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом N 25-ФЗ, то к числу федеральных законов, регламентирующих статус муниципальных служащих, относится Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.

На уровне субъекта Российской Федерации принят Закон Челябинской области 30 мая 2007 г. N 144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области».

Решением Челябинской городской Думы от 25 сентября 2007 г. N 25/31 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления и Избирательной комиссии города Челябинска.

Основными принципами муниципальной службы являются:

  1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  2. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
  3. профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
  4. стабильность муниципальной службы;
  5. доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
  6. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  7. единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
  8. правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
  9. ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  10. внепартийность муниципальной службы.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 названного Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:

  1. заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
  2. собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
  3. паспорт;
  4. трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
  5. документ об образовании;
  6. документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
  7. свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
  8. документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  9. заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
  10. сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  11. сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать;
  12. иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Сведения, представленные гражданином при поступлении на муниципальную службу в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, могут подвергаться проверке в установленном порядке.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ.

Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.

Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Согласно решению Челябинской городской Думы от 25 сентября 2007 г. N 25/31 работодатель издает муниципальный правовой акт о проведении конкурса и публикует в официальных средствах массовой информации объявление о проведении конкурса не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Объявление может быть размещено на информационном сайте работодателя в сети«Интернет».

В объявлении публикуются: наименование вакантной должности муниципальной службы, квалификационные требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности; проект трудового договора, место и время приема документов, представляемых для участия в конкурсе, срок, до истечения которого принимаются документы; сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, адрес сайта); дата, время проведения конкурса, место и порядок его проведения и иные информационные материалы.